Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Необходимость рассматривать физическую нагрузку циклического характера с точки зрения ее воздействия на организм младшего школьника представляется возможным с разных позиций. С физиологической стороны, когда подвергаются изменениям внутренние органы; с методической стороны физическая нагрузка рассматривается как средство оздоровления, тренировки, развития физических качеств и функциональной подготовки; в психологическом направлении физическую нагрузку следует анализировать с позиции влияния ее на психику ребенка (развитие волевых, моральных качеств): поведенческую реакцию индивида на высокую, среднею и малую физическую нагрузку [1, с. 54].
Сама по себе физическая нагрузка циклического характера являются предметом изучения в физиологии, спортивной медицине; методы регулирования физической нагрузки относят к педагогике и методике физической культуры и спорта. С различных позиций рассмотрения физической нагрузки циклического характера присутствует актуальность, поскольку в фокусе ее влияния оказывается индивид, занимающийся физическими упражнениями.
Наиболее целесообразно изучать воздействие физической нагрузки циклического характера на организм младшего школьника в специально организованных условиях на занятии физической культурой. Исходя из целей урока, учитель подберет физическую нагрузку, определит регламент отдыха, с учетом из возрастных, половых, индивидуальных особенностей детей [8, с. 51].
Наряду с закономерностями в выполнении физических упражнений, дозированной физической нагрузки, отдыха между упражнениями существуют особенности, касающиеся уровня физической и функциональной подготовленности детей младшего школьного возраста; состояния их здоровья.
Объект – учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры в начальной школе
Предмет - развитие общей выносливости у четвероклассников
Цель исследования – определить влияние физической нагрузки циклического характера на развитие общей выносливости у четвероклассников на уроках физической культуры
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) изучить научную и методическую литературу по исследуемой теме;
2) определить физиологические показатели оптимальной физической нагрузки циклического характера у четвероклассников на уроках физической культуры;
3) экспериментально выявить влияние физической нагрузки циклического характера на развитие общей выносливости у четвероклассников на уроках физической культуры.
В соответствии с целью и задачами исследования были сформулирована гипотеза: предполагается, что использование физической нагрузки циклического характера у четвероклассников на уроках физической культуры положительно скажется на повышении уровня развития общей выносливости.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Характеристика общей выносливости
Развитие общей выносливости у детей младшего школьного возраста возникает под влиянием двух факторов: естественно-возрастных изменений организма и режима двигательной активности. Процесс развития общей выносливости у младших школьников осуществляется в соответствии с морфологическими и функциональными возможностями организма.
Система средств физического воспитания в начальной школе на уроках физической культуры предусматривает реализацию принципа всестороннего развития личности ребенка, что представляет собой разностороннее действие на различные стороны двигательной функции, включая комплексное развитие всех двигательных качеств [3, с. 65].
Изучая особенности проявления общей выносливости, исследователи отмечают повышение ее уровня с возрастом. Это находит свое выражение, как в увеличении продолжительности выполняемых действий, так и количества движений, увеличение времени на выполнение двигательной задачи. Самые большие темпы прироста по всем исследуемым показателям развития выносливости в учебно-воспитательном процессе на уроках физической культуры отмечены у детей младшего школьного возраста [19, с. 45].
Выносливость как физическое качество по сравнению с другими двигательными способностями поддается развитию на протяжении всей жизни.
Согласно учебнику по методике физической культуры Ю.Ф. Курамшина, выносливость – это способ¬ность индивида совершать двигательные действия продолжительное время без снижения интенсивности [12, с. 123].
Ж.К. Холодов отмечает, что выносливостью принято понимать способность организма в течение длительного времени выполнять какую-либо работу и противостоять утомлению в ходе выполнения этой работы [28, с. 59].
По определению В.М. Зациорского под «выносливостью» (физической выносливостью) человека, подразумевают комплекс свойств индивида, определяющих его способность противостоять утомлению в процессе двигательной деятельности, или способность длительное время сохранять высокую работоспособность без снижения ее интенсивности [9, с. 47].
Таким образом, под выносливостью понимают способность человека выполнять движение за продолжительный отрезок времени.
Термином «физическая работоспособность» обозначается ее внешнее проявление - потенциальная способность человека показать максимум физического усилия в статической, динамической или смешанной работе. В более узком смысле физическую работоспособность понимают, как функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы [26, с.45].
Некоторые исследователи считают необходимым в зависимости от длительности работы раздельно оценивать краткосрочную и долгосрочную работоспособность [4, 7, 21]. Однако, во всех рассматриваемых типах, классах и видах работоспособности наблюдается много общих моментов в динамике метаболизма, изменениях состояния сложных нервных структур, мышечного утомления, химизма крови и так далее. Таким образом, работоспособность сложный процесс, который зависит от интеграции и взаимодействия различных систем и органов на различных уровнях организации, от, биохимического и генетического, до, социального [11,14,24].
О состоянии и степени развития общей выносливости, как указывал А.М. Куликов, судят по ряду общих и частных показателей [13]:
1) времени, в пределах которого совершается деятельность. Например, время выполнения работы «до отказа»; минимальное время преодоления заданной дистанции или соотношение скоростей на ее отрезках;
2) числу повторений (или суммарному числу движений) в заданное время, в том числе, например, протяженность дистанции, которую удается преодолеть в заданное время (например, в 12-минутном «тесте Купера» или в «часовом беге»);
3) степени сохранения и изменения целесообразной двигательной активности на протяжении обусловленного времени, т.е. временем, в течение которого совершается деятельность без снижения ее количественных и качественных характеристик. Это, в том числе, и техническая стабильность правильно выполняемого действия – отсутствие или минимальное число нарушений техники в определенных условиях.
Основными факторами, определяющими проявление выносливости являются: деятельность ЦНС, которая определяет режим работы мышц слаженность функций всех органов и систем; функциональные возможности организма, которые обеспечивают энергетический обмен; волевые качества спортсменов, без которых невозможно поддерживать высокую интенсивность и длительность физической работы; уровень физической подготовленности; техника движений - рациональная техника движений сберегает энергию, позволяет продолжительно выполнять двигательные задания [1, с. 79].
Общая выносливость - это способность к продолжительной и эффективной двигательной деятель¬ности умеренной интенсивности, которая требует функционирования всего мышечного аппарата. Она обладает наибольшим переносом. Развитая в занятиях физической культурой и спортом, она оказывает благотворное воздействие на повышение как физической, так и умственной работоспособности, способствует снижению и нормализации веса индивида [15, с. 32].
Выносливость, наблюдаемая в двигательной деятельности, рассматривается как комплексная многофакторная способность. Высокий уровень ее проявления обеспечивается: биоэнергетическими факторами; факторами функциональной устойчивости; факторами функциональной экономичности; личностно-психическими факторами - волевые качества, настойчивость, выдержка, способность терпеть [10, с. 23].
Общая выносливость развивается продолжительным и, как правило, не интенсивным воздействием физических упражнений на организм занимающегося физической культурой и спортом [30, с. 21].
Проявление общей выносливости осуществляется в упражнениях через:
• многократным числом повторений упражнения;
• предельным временем сохранения позы тела или наименьшим временем выполнения упражнений;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абзалов Р.А. Теория и методика физической культуры и спорта: Учебное пособие / Р.А. Абзалов. – Казань, изд-во «Вестфалика», 2013. – 202 с.
2. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. – М.: Медицина, 2015.
3. Авдеева, М. С. Комплексный подход к оценке физического развития и физической подготовленности детей и учащейся молодежи / М. С. Авдеева. – Киров: Изд-во «Радуга-ПРЕСС», 2013. – 106 с.
4. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. – М.: ФиС, 2002. - 76 с.
5. Виленская, Т.Е. Новые подходы к проблеме физического воспитания младших школьников / Т.Е. Виленская, Ю.К. Чернышенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 12 (46). – С. 11–15.
6. Виноградов Г.П. Теория спортивной тренировки / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2009. – 138 с.
7. Германов, Г. Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры: учебное пособие / Г. Н. Германов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 224 с.
8. Гилязова, В. Б. Развитие выносливости в циклических видах спорта / В. Б. Гилязова и [др.] // Теория и практика физической культуры. -М.: 2006. -С.6-12.
9. Гелецкий, В.М.; Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие / В.М. Гелецкий.- Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 342 с.
10. Григорьев, О.А. Теоретические основы спортивной подготовки и тренировки: учеб. пособие / О. А. Григорьев [и др.]. - М.: Еврошкола, 2010. - 181 с.
11. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: учебник / А.А. Гужаловский. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - 356 с.
12. Евпатов А.А. Роль подвижных игр для младших школьников на уроках физической культуры // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2015. № 2 (15). С. 81-82.
13. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. - 3-е изд. - М: Советский спорт, 2009. - 200 с.
14. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки / Е.Н. Захаров и [др]. – М.: Лептос, 2016. - 501с.
15. Земцова, И.И. Спортивная физиология. Учебное пособие для студентов вузов / И.И. Земцова. – Киев: Олимпийская литература. 2010. – 219 с.
16. Карасева, А.В. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств / А.В. Карасева. – М.: Лептос, 2004. – 368 с.
17. Коробейников, Н.К. Физическое воспитание: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений / Н.К. Коробейников. - М., 2009. - 354 с.
18. Коняхина Г.П. Подвижные игры и игровые упражнения в учебном процессе школы: учебное пособие / Г.П. Коняхина. – Челябинск: Издательский центр «Уральская академия», 2014. – 276 с.
19. Коц Я. М. Спортивная физиология: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 200 с.
20. Кудря, О.Н. Физическая работоспособность и энергообеспечение мышечной деятельности юных спортсменов, занимающихся различными видами спорта // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2011. – № 8 (96). – С. 36–40.
21. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с
22. Лях, В.И. Двигательные способности. Общая характеристика и основы теории методики их развития в практике физического воспитания // Физическая культура в школе. – 2006. – № 2. – С. 2 – 6.
23. Михеева Д.Ф. Роль подвижных игр в физическом воспитании школьников / Михеева Д.Ф., Михеев Э.Р. // Проблемы педагогики. 2019. № 6 (45). С. 78-81.
24. Наумова, Л.В. Роль повышения уровня физической подготовленности школьников в совершенствовании двигательных функций / Л. В. Наумова // Физическая культура в школе. - 2016. - № 2. - С. 14-17
25. Педагогика физической культуры: учеб. / М.В. Прохорова (и др.). - М.: Путь: Альянс, 2014. - 287 с.
26. Туревский И. М. Физическая подготовка: сдача нормативов комплекса ГТО: учебное пособие для среднего профессионального образования / И. М. Туревский - 2-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 148 с
27. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта: учеб. для сред. и выш. учеб. заведений / В.М. Смирнов. – М.: ВЛАДОС, 2014, с. 105.
28. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С. Солодков. - М.: Советский спорт, 2008. - 620 с.
29. Суяров, Х.Б. Проблемы совершенствования физической подготовленности школьников / Х. Б. Суяров // Вестник спортивной науки. - 2011. - N 4. - С. 70-73
30. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов //: - М.: Издательский цент "Академия", 2000. - 480с.